gunfighter (lady_gunfighter) wrote,
gunfighter
lady_gunfighter

  • Mood:
  • Music:

В погоне за Тенью.

«- Мальчик, почему вы плачете?
- Я плакал потому, что…
не мог прилепить свою тень.»(c)

Пояснение: рыба написана примерно в 2009 под впечатлением от курса «Сказкотерапии», поэтому в основном опирается на схему анализа волшебных сказок. С тех пор рыба немного обросла мясом, но скелет остался прежним.




В концепции Юнга есть понятие «индивидуация» - встреча с образами коллективного бессознательного, расширяющего сознание, и процесс познания человеком самого себя через эти образы.


Была одна метафора, описывающая индивидуацию, которая мне понравилась: Белка, движется по новогодней елке. Она перебирается с ветки на ветку, заглядывая в яркие разноцветные игрушки и шары. В каждом из них она видит себя и неуклонно продвигается к цели – стволу елки. Но каждое из отражений белки, которые она видит, по-своему искажено и не равно ей. Ни одно не описывает ее полностью, ни одно не может ей дать четкого представления о ней самой, но все вместе они могут попытаться.

Существует точка зрения, что практически любая сказка – описание процесса индивидуации.
И не только сказка. Такое впечатление, что Дик Суна тоже проходит различные стадии индивидуации в ходе погружения в «шаманский миф».

Начало пути.
Индивидуация начинается тогда, когда на сцену выходит Тень и заявляет о себе так явно, что, человек уже не может жить по прежним отработанным схемам.

Чужеродный голос «внутренней сволочи» появляется в голове Дика много раньше плена и конвертации, еще на «Паломнике», когда ничто не предвещает дальних событий.
«Вот гад, ухмыльнулся кто-то внутри Дика. Собака на сене — сам не может, другим не даст. Как же он, должно быть, изводился от этого — подкалывал Дика на тему «лучшая девчонка — правая ручонка», а сам не может даже рукоблудить, только облизываться. Дик поднял глаза на Мориту и увидел, что тот слегка улыбается. Морита разделял с ним злорадство, как друг делит с другом чарку вина.»

По идее, индивидуализация проходит в несколько этапов (которые в жизни могут наступать не в строгой последовательности, путаться, замедляться, ускоряться, идти параллельно и смешиваться):

1. Встреча с маской или «персоной».
«Персона» - первый архетип, связанный с представлением о себе в глазах других людей. Главная опасность здесь – спутать маску со своим реальным «я». Соответственно, на этом этапе человек учится отделять одно от другого, учится менять «маски» в зависимости от ситуации, и понимает, что маска не обязательно должна становиться лицом.

В случае Дика, похоже, что «персона» - это «начальник куда пошлют», ученик пилота. Самый младший и не самый полезный член экипажа.

Отделение персоны от своего «я» у Дика идет не очень явно, поэтому примеры могут быть притянуты за уши, но мне кажется, что есть два момента, когда Дик начинает осознавать свои силы и возможности.

Первый раз – когда (в электронной версии) понимает, что самостоятельно провел расстыковку.

«Дик вышел из рубки на негнущихся ногах. Это было глупо — испытывать приступ страха после того, как все уже закончилось, да и ничего особенно скверного бы не случилось, не проведи он правильно расстыковку, Джез просто переключил управление на себя — но все же… Он был уверен, что кораблем управляют надежные, точные руки Болтона. Поднял свои руки к глазам — они дрожали. »

Второй – когда говорит леди Констанс, что действительно хороший пилот. Уже сейчас. При том, что это знание не отменяет необходимости еще многому учиться.

«— Я очень хороший пилот, миледи. Это не гордыня, потому что дар — не от меня, а от Бога. И вы это знаете, иначе не определили бы меня на левиафаннер — тут нужны самые классные пилоты, нигде нельзя так развить дар, как здесь.»

Вот на это только пробуждающееся осознание своих истинных сил и умение отличать себя от социальных масок накладывается внезапная необходимость взять на себя ответственность за других людей.
Более того, в такой ситуации, в какую попал Дик после гибели экипажа, может возникнуть (и возникает) сильное желание спрятаться за эту самую детскую «персону», передать управление взрослому и забиться в нору.

На этом и играет Моро, раз за разом заставляя капитана чувствовать себя некомпетентным. Дику приходится затратить много сил, чтобы не позволить маске «начальника-куда-пошлют» «прирасти» обратно: принимать решения, вести корабль и трясти Мориту несмотря на неуверенность и сомнения.

В МД он учится менять маски уже сознательно, в чем ему по мере сил помогает «внутренний синоби».

«И это, кстати, потому что он не видит тебя», - сообщила внутренняя сволочь. – «Он видит в тебе только то, что сам себе вообразил: сначала жертвенного барашка, а теперь – чудовище. Ну-ка, добавим ему».(МД, гл.8)

2. Встреча с анимой.
Анима – это женское начало в мужчине, его чувственность. И представление об идеальной женщине во внутреннем мире мужчины.
Она и формируется под воздействием образа матери (или другой значимой женщины) и в сказках часто предстает перед героем в ее образе. Позже, анима накладывается на реального человека и так возникает первая влюбленность.

Если смотреть с этих позиций, отношения Дика и Бет на «Паломнике» - история такого взаимного наложения.

Анима Дика формировалась, возможно, частично за счет образа матери, которую он не помнит, но наверняка идеализирует, образа леди Констанс и образов святых.

Этот архетип парный. Аниме у мужчины у женщин соответствует анимус, который помогает принимать решения и действовать. И тоже познается через другого человека.
Анимус Бет, скорее всего, формировался на основе персонажей книг и фильмов. Не похоже, что лорд Якоб оказал на нее в этом плане большое влияние, а отца она не видела вообще.

При первом прочтении, Бет сильно раздражала меня именно тем, что в упор не видит, с кем связалась. Сейчас прихожу к выводу, что Дик в этот момент ее тоже в упор не видит. Реальную Бет затмевает его собственная анима, потому он и наделяет ее всеми мыслимыми добродетелями.

Они оба наблюдают свои «обобщенные представления о том каким должен быть…» и не могут отделить их от человека реального.
По идее – ничего страшного. Влюбленность так и должна зарождаться, а уж потом может потихоньку перерастать в любовь, основанную на взаимопонимании. И все бы ничего, если бы не чересчур активные действия Бет.

Настоящую Бет Дик разглядит гораздо позже. Но хочется думать, что именно ей настоящей, со всеми слабостями и недостатками, которые теперь он видит, он предлагает себя в мужья.
«Он видел все ее страхи и все ее слабости, и именно сейчас понял, что любит, очень любит ее. ».

3. Встреча с маналичностью.
Дальше – сложнее. На границе бессознательного путешественника ждет новый персонаж. Маналичность. Архетип духа, древних сил, мудрец. В сказках в этой роли часто выступает Баба-Яга. Мудрец испытывает героя и награждает его (дает ответы на вопросы, что-то дарит), перед тем, как позволить ему углубиться в бессознательное.

Как-то не вижу я Моро в роли мудреца-дарителя, хотя в испытания Дика затаскивает именно он. Как и Яга, имперец-вавилонянин, клон с чужой памятью и пр. стоит на границе миров: упорядоченного и понятного мира Империи и «потустороннего» мира Картаго. И то, что в процессе конвертации сломалась криво построенные защитные механизмы, можно, наверное, рассматривать как своеобразную награду герою, которого не удалось съесть.
Только из Моро баба-Яга беспокойная слишком. На месте ему не сидится, да и спрашивать, нужна ли герою конвертация инициация, он не собирается.

Но на роль истинного дарителя и проводника все же больше подходит Садако Такеда, возвращающая Дику имя, данное родителями и выводящая на свет из подземелья.

Та встреча интересна еще вот чем: многие люди, пережившие травматический опыт, в психодраме представляют себя ребенком именно того возраста, в котором случилось травматическое событие.
В своем сне Ран снова становится маленьким мальчикам, только что пережившим гибель Минато, и выбирается из ловушки. Это первый шаг к исцелению.

Таким образом, роли проводника, мудреца и дарителя в каком-то смысле разделены между двумя персонажами.

4. Встреча с тенью.
Тень - это архетип, в котором сосредоточены те объекты и свойства личности человека, которые он не принимает в себе и вытесняет в бессознательное, но, приложив некоторые усилия, может снова осознать.
Тень тоже имеет свойство прилепляться на других людей. Таким образом, человека часто начинают раздражать в других негативные черты, которые есть у него самого, но не осознаются.

В сказках (и не только) Тень часто выступает антагонистом героя.
Очень яркий пример взаимодействия героя с этим архетипом – «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Там же делается очень интересное замечание, что пока человек не владеет своей Тенью и в страхе бежит от нее, ее подбирают всяческие злые силы и используют, по своему разумению, часто против хозяина.

В случае Дика пробуждение Тени по времени примерно совпадает с его знакомством с Моро, подкармливается некоторыми высказываниями синоби и поэтому свою Тень Дик проецирует на господина Лесана.

««…Ну, а это вообще можно убийством не считать. Ведь оно — явный нелюдь, и ты ни капли не страдаешь по поводу его смерти. Признайся в этом самому себе, будь хоть раз искренним, не насилуй себя». Дик узнал, чьим голосом говорит демон.»

Разговор с Сильвер в МД, как мне кажется, все же дал толчок к пониманию того, что «внутренний синоби» - это ни нечто, прилепившееся извне, но отношение к нему это понимание не сильно изменило.
А с архетипами нужно взаимодействовать. Тень же надо осознавать и использовать ее силу.

В этом смысле очень интересен кошмар, который снится Дику в «Горячем поле» и по сути является модификацией одного и того же повторяющегося в снах сценария.

Подземный лабиринт с костями под ногами, «долина смертной тени» и одновременно те глубины бессознательного, где прячутся многие ответы.
Дик ищет ребенка, но когда находит, на него набрасывается Моро.(МД, гл.12)

В юнгианской символике (в том числе символики сновидений) ребенок имеет два основных толкования.
С одной стороны ребенок может быть отражением самого человека. Этот ребенок, как мне кажется, появляется в эпизоде с Садакой Такеда, чтобы вывести Дика из «ничьих пещер».
Второе толкование – «божественный ребенок», олицетворяющий самость – центр психики человека.

Дик ищет ребенка, который (очень похоже) является персонификацией его самости. Если его найти и спасти, можно обрести себя настоящего. Этот ребенок не в лучшем состоянии, как и сам Дик, но он жив и нуждается в помощи, в том, чтобы его, как минимум, нашли.
Но в тот момент, когда цель близка, вмешивается Моро. И это тоже вполне объяснимо. Тень все еще не признана и не поставлена на службу. Она бродит сама по себе и творит что хочет, прислушиваясь к голосам из мрака.

Но только ли Дик проецирует вовне свою Тень?
Что могло случилось с 18 летним пилотом-сохэем, захваченным в плен в процессе конвертации? Скорее всего, в случае Моро использовалось не только силовое давление, но и соблазны.

«Когда я был ненамного старше тебя – мне обещали свободу. Возможность быть собой. Не стыдиться своей любви.» (МД,гл.14)

Соблазны разрешить себе то, чего не мог позволить в прежней жизни, потому что такое поведение и определенные качества в Империи, Синдэне и семье считались недостойными и неправильными и подлежали вытеснению в бессознательное, формируя Тень. Которую Рива освободили.

 Более того, на службе синоби «теневые» качества вдруг стали незаменимыми. Агрессия, ложь и прочие социально осуждаемые штуки оказались востребованы.То, чего в империи следовало стыдится и прятать, оказалось вдруг более чем нормальным.
Скорее всего, произошла инверсия. «Внутренний синоби» Моро-первого захватил управление окончательно и бесповоротно, а молодой сохэй ушел в глубину, став новой «тенью».

«— Мне трудно это объяснить… — Моро жестом старого курильщика положил пальцы на губы, призадумавшись. — Попробую. Как это высокопарно ни звучит, вы для меня — в каком-то смысле олицетворение Империи. Всего того, что я ненавижу до самой глубины своей души: сверхценностей в виде религии, аскетизма, который граничит с самоистязанием, идеализма, который граничит с идиотизмом… Но вот вы передо мной — не фанатик, не мазохист и не идиот. И тем не менее, в вас есть безумие — как и в леди Констанс…» - говорит Дику Моро.

Вполне вероятно, что первичный интерес к Дику как раз и был результатом спроецированной «тени». Только принадлежала эта Тень первому Моро. Мне вообще кажется, что бессознательное у них одно на двоих.
А Моро второй, похоже, так и не смог отделиться от Персоны: его социальный образ это Моро-1 и ему крайне, жизненно важно считать себя идентичным социальной маске.


Встреча с самостью, обретение самости – завершающий этап индивидуации. Но найти эту самую свою самость можно только разобравшись со своей тенью. Узнав ее, научившись использовать ее силу и заставив знать свое место.


P.S.Но и обретение самости - это еще не конец, а только начало:)
Штука в том, что когда процесс индивидуации закачивается, развитие не останавливается. Владея новым знанием о самом себе, человек начинает познавать мир заново, пропуская его через себя. А переосмыслив мир, снова начинает осмысливать самого себя на более высоком уровне.

Просто для интереса:
Что такое Тень, и что с этим можно сделать.
Tags: "сердце меча", ассоциации, головология, книги, мысли вслух
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments